10 класс


Физика, 10 класс 

Смена 11-23 
Тема: Изотермический, изобарный и изохорные процессы  
Теория:
Опорный конспект:

Решение задач:

Проверь себя! онлайн тест
Смена 10-23 
Тема: Масса и размеры молекул. Количество вещества 
Теория:
Опорный конспект:

Решение задач:
Проверь себя!онлайн тест
Тема: Макро- и микропараметры. Идеальный газ. Основное уравнение МКТ 
Теория:
Опорный конспект:


Примеры решения задачи: здесь и здесь
Проверь себя! онлайн тест
Тема: Тепловое равновесие. Температура - мера средней кинетической энергии теплового движения частиц вещества
Теория:
Опорный конспект:

Для отличников:
Примеры решения задач:
Проверь себя! онлайн тест
Тема: Уравнение состояния идеального газа
Теория:
Опорный конспект:
Примеры решения задач:здесь
Проверь себя! онлайн тест
Смена 4-23 
Тема: Закон Ампера. Принцип суперпозиции магнитных полей.
Теория:
Опорный конспект:

Решение задач: 
Проверь себя! онлайн тест
Тема: Сила Лоренца. Движение заряженных частиц в магнитном поле
Теория:
Опорный конспект:
Решение задач:
Проверь себя!онлайн тест
Тема: Магнитный поток. Явление электромагнитной индукции. Правило Ленца. Закон электромагнитной индукции
Теория:
Опорный конспект:
Решение задач: 
Проверь себя! онлайн тест
Смена 1-23   
Тема: Электростатическое поле. Напряженность электростатического поля. Напряженность поля, создаваемого точечным  зарядом. Принцип суперпозиции электростатических полей 
Теория:
Опорный конспект:
Решение задач: 
Проверь себя!  онлайн тест
Тема: Линии напряженности электростатического поля.
Теория:
Опорный конспект:
Решение задач: 
Пример решения задачи:
Проверь себя! онлайн тест
Тема: Работа сил электростатического поля. Потенциал. Разность потенциалов электростатического поля. Напряжение. 
Теория:
Опорный конспект:
Решение задач: 
Проверь себя!  онлайн тест
Тема: Электроемкость. Конденсаторы. Электроемкость плоского конденсатора. 
Теория:
Опорный конспект:
Решение задач: 

Проверь себя!  онлайн тест

Смена 13-22 
Тема: Электрический заряд. Закон сохранения электрического заряда. Закон Кулона. 
Теория:

Опорный конспект:

Решение задач: 

Проверь себя!   онлайн тест
Тема: Электростатическое поле. Напряженность электростатического поля. Поле точечного заряда. Графическое изображение электростатического поля. Принцип суперпозиции

Теория: 

Решение задач: 

Примеры решения задач:
Опорный конспект:
Проверь себя! онлайн тест

Смена 12-22 
Тема: Испарение и конденсация. Насыщенный пар. Влажность воздуха
Теория:








Решение задач: 

Опорный конспект:

Проверь себя! Выполни тест. Ключ правильных ответов находится у учителя  

1. Как изменяется температура жидкости при испарении?

А. Понижается
Б. Повышается
В. Не изменяется

2. В цилиндрическом сосуде под поршнем находится на­сыщенный пар при температуре Т. Как изменится давле­ние насыщенного пара при уменьшении его объема?

А. Увеличится
Б. Уменьшится
В. Не изменится

3. Давление водяного пара в воздухе при температуре 15 °С равно 1,23 кПа. Какова относительная влажность воздуха, если давление насыщенного пара при этой тем­пературе равно 1,71 кПа?

А. 60%
Б. 72%
В. 80%

4. Температура воздуха в комнате 20 °С, относительная влажность воздуха 60%. При какой температуре воздуха за окном начнут запотевать оконные стекла? Давление насыщенных паров при 20 °С равно 2,33 кПа.

А. 8 °С
Б. 10 °С
В. 12 °С

5. Как изменится температура кипения жидкости при понижении внешнего давления?

А. Повысится
Б. Понизится
В. Не изменится

Тема: Термодинамическая система. Внутренняя энергия. Внутренняя энергия идеального одноатомного газа
Цель: понимать, что такое термодинамическая система, внутренняя энергия; установить зависимость внутренней энергии идеального одноатомного газа от абсолютной температуры; уметь решать задачи данной темы
Теория:


Решение задач:   здесь

Проверь себя! онлайн тест

Тема: Работа в термодинамике. Количество теплоты
Цель: научиться определять работу в термодинамике, количество теплоты в различных тепловых процессах и решать задачи по данной теме 
Повторим!

Теория:



Решение задач: 


Примеры решения задач:  здесь
Опорный конспект:
Проверь себя! 
Тема: Первый закон термодинамики. Применение первого закона термодинамики к изопроцессам изменения состояния идеального газа
Цель: понимать закон электромагнитной индукции, уметь решать задачи данной темы
Теория:


Решение задач: 



Опорный конспект:

Проверь себя!   онлайн тест
Смена 2-21 
Тема: Электрический заряд. Закон сохранения электрического заряда. Закон Кулона. 

Теория:


Опорный конспект:

Решение задач: 

Проверь себя! здесь 

Тема: Электростатическое поле.Напряженность электростатического поля. Поле точечного заряда. Графическое изображение электростатического поля. Принцип суперпозиции
Цель: знать понятия "электростатическое поле", "напряженность электростатического поля"; научиться изображать линии электростатического поля и решать задачи данной темы.
Теория:

Решение задач: 

Примеры решения задач: здесь
Опорный конспект:
Проверь себя! онлайн тестирование

Смена 5-20
Тема: Закон электромагнитной индукции
Цель: знать формулировку и физический смысл первого закона термодинамики как закона сохранения и превращения энергии термодинамической системы; уметь решать задачи данной темы
Теория:

Решение задач: 

Опорный конспект:
Примеры решения задач:
1. Из провода длиной 2 м сделали квадрат, расположенный горизонтально. Какой заряд пройдет по проводу, если его потянуть за две диагонально противоположные вершины так, чтобы он сложился. Сопротивление провода 0,1 Ом. Вертикальная составляющая индукции магнитного поля Земли равна 50 мкТл.
2. Плоский проводящий виток, площадью S = 60 см2, находится в однородном магнитном поле с индукцией В = 0,4 Тл. Какой заряд пройдет по контуру, если его повернуть на угол 90°? угол 180°? Сопротивление контура R = 2 Ом.
Проверь себя!  тест 1, 
                             тест 2
Тема: Явление самоиндукции. Индуктивность. Энергия магнитного поля катушки с током
Цель: понимать явление электромагнитной индукции и явление самоиндукции, ЭДС самоиндукции, индуктивность, энергия электромагнитного поля и  уметь решать задачи данной темы
Теория:

Решение задач: 

Опорный конспект:
Примеры решения задач:
1.В катушке из 150 витков течет ток 7,5 А, и при этом создается магнитный поток 20 мВб. Какова индуктивность катушки?
2. Через соленоид, индуктивность которого 0,4 мГн и площадь поперечного сечения 10 см2 проходит ток 0.5 А. Какова индукция поля внутри соленоида, если он содержит 100 витков?                
3. Найти энергию магнитного поля соленоида, индуктивность которого 0,02 Гн, а магнитный поток через него составляет 0,4 Вб

Проверь себя!  тест
Смена 1-20
Тема: Взаимодействие точечных зарядов. Закон Кулона
Цели обучения: понимать, что такое "точечный заряд", "диэлектрическая проницаемость вещества"; знать закон Кулонаи уметь решать задачи данной темы
Теория:











Решение задач:
Задача: Два шарика массой m=0,1г каждый подвешены в одной точке на нитях длиной l=20 см каждая. Получив одинаковый заряд, шарики разошлись так, что нити образовали между собой угол  60°. Найти заряд каждого шарика.
Задача: Два одинаковых заряженных шарика подвешены в одной точке на нитях одинаковой длины. При этом нити разошлись на угол а. Шарики погружаются в масло плотностью 800 кг/куб м . Определить диэлектрическую проницаемость масла, если угол расхождения нитей при погружении шариков в масло остается неизменным. Плотность материала шариков 1600 кг/куб м.

Тема: Электростатическое поле. Напряженность электростатического поля. Напряженность поля, создаваемого точечным зарядом. Линии напряженности электростатического поля. Принцип суперпозиции электростатических полей
Цели обучения: иметь представление об электростатическом поле,  напряженности как силовой характеристике электростатического поля, линии напряженности электростатического поля, однородного электростатического поля, принципе суперпозиции электростатических полей; уметь определять напряженность электростатического поля точечного заряда и системы двух точечных зарядов и решать задачи данной темы
Электрическое поле — особая форма материи, существующая вокруг тел или частиц, обладающих электрическим      зарядом, а также в свободном виде в электромагнитных волнах.  Электрическое поле непосредственно невидимо, но может наблюдаться по его действию и с помощью приборов.





Электростатическое поле, напряженность которого в любой его точке одинакова, называется однородным электростатическим полем



Решение задач на нахождение напряженности и принцип суперпозиции электростатических полей


Проверь себя! Выполни тест.
Ключ правильных ответов находится у учителя
Вопрос 1
Что является решающим аргументом в пользу теории близкодействия?
Варианты ответов
A.      Существование электрических зарядов
B.      Существование взаимодействия между элементарными частицами
C.      Конечная скорость распространения взаимодействия
D.      Ничего из перечисленного не является решающим аргументом
Вопрос 2
Выберете верные утверждения об электрическом поле
Варианты ответов
A.      Это часть физического эфира
B.      Это особая форма материи
C.      Оно действует на любые электрические заряды
D.      Оно действует на любые электрические и магнитные заряды
E.       Электрическое поле состоит из переносчиков электромагнитного взаимодействия - фотонов
Вопрос 3
Выберете верные утверждения о напряжённости электрического поля
Варианты ответов
A.      Это силовая характеристика электрического поля
B.      Это энергетическая характеристика электрического поля
C.      Напряжённость поля, создаваемого точечным зарядом в данной точке, обратно пропорциональна расстоянию между зарядом и этой точкой
D.      Линии напряжённости заряженного шара всегда перпендикулярны его поверхности
Вопрос 4
Выберете верные утверждения
Варианты ответов
A.      Линии напряжённости начинаются на положительном заряде и заканчиваются на отрицательном
B.      Напряжённость электрического поля внутри заряженной сферы равна нулю.
C.      Принцип суперпозиции полей заключается в том, что суммарная напряжённость поля, создаваемого несколькими зарядами равна алгебраической сумме напряжённостей полей, создаваемых каждым из зарядов.
D.      Сферу можно считать за точечный заряд, если величина этого заряда очень мала.
Вопрос 5
Первый заряд равен 100 мкКл, а второй заряд равен 400 мкКл. Если через центры этих зарядов провести прямую, то на каком расстоянии от первого заряда находится точка на этой прямой, напряжённость поля в которой равна нулю?
Варианты ответов
A.      На расстоянии втрое меньшем, чем от второго заряда
B.      На расстоянии, равном 1/3 от расстояния между центрами зарядов
C.      На расстоянии, в 4 раза меньшем, чем расстояние от второго заряда
D.      Правильного ответа нет
Вопрос 6
Воображаемые направленные линии, касательные к которым в каждой точке поля совпадают по направлению с напряжённостью электрического поля в той же точке.
Вопрос 7
Правила построения силовых линий электрического поля.
Варианты ответов
A.      Касательная к линии напряжённости в каждой точке должна совпадать с направлением вектора напряжённости.
B.      Касательная к линии напряжённости в каждой точке необязательно должна совпадать с направлением вектора напряжённости.
C.      Линии напряжённости электростатического поля
 - незамкнутые линии: они начинаются на поверхности положительных зарядов и оканчиваются на поверхности отрицательных зарядов (или в бесконечности).
D.      Линии напряжённости не должны пересекаться, так как в каждой точке поля вектор напряжённости имеет лишь одно направление.
E.       Линии напряжённости электростатического поля
 - замкнутые линии: они начинаются на поверхности положительных зарядов и оканчиваются на поверхности отрицательных зарядов (или в бесконечности).
F.       Линии напряжённости проводят с определённой густотой: их рисуют гуще там, где модуль напряжённости поля больше, и реже - где он меньше.
G.      Линии напряжённости проводят с определённой густотой: их рисуют реже там, где модуль напряжённости поля больше, и гуще - где он меньше.
Вопрос 8
Укажите верную формулировку принципа суперпозиции электрических полей.
Варианты ответов
A.      Напряжённость в любой точке электрического поля системы зарядов равна геометрической сумме напряжённостей полей, создаваемых в этой точке каждым из зарядов в отдельности.
B.      Напряжённость в любой точке электрического поля системы зарядов равна алгебраической сумме напряжённостей полей, создаваемых в этой точке каждым из зарядов в отдельности.
C.      Напряжённость в любой точке электрического поля системы зарядов равна геометрической разности напряжённостей полей, создаваемых в этой точке каждым из зарядов в отдельности.
D.      Напряжённость в любой точке электрического поля системы зарядов равна алгебраической разности напряжённостей полей, создаваемых в этой точке каждым из зарядов в отдельности.
Вопрос 9
Заряженный шарик, радиусом 10 см, находится в среде, диэлектрическая проницаемость которой равна 2,5. Найдите напряжённость поля внутри шарика и в точке, удалённой от его поверхности на 5 см (в В/м), если заряд шарика равен 5 пКл.
Вопрос 10

Проводящий шар радиусом R имеет положительный заряд q. Если на расстоянии 2R от поверхности шара поместить точечный отрицательный заряд -2q, то напряжённость поля в точках, находящихся на расстоянии R/2 от центра шара станет равной .... 
Тема: Работа сил электростатического поля. Потенциал и напряжение
Цели обучения: формирование понятия "потенциал как энергетическая характеристика электростатического поля"; умения определять потенциал электростатического поля точечного заряда и системы точечных зарядов, работу сил однородного электростатического поля и формирование практических            умений по их применению                                                                 
Теория:
Проверь себя! Выполни тест. 
Ключ правильных ответов находится у учителя
Вопрос 1
От чего зависит работа сил электростатического поля?
Варианты ответов
  1. начального положения заряда
  2. конечного положения заряда
  3. вида траектории
  4. модуля перемещаемого заряда
Вопрос 2
От чего зависит потенциальная энергия заряженного тела в электростатическом поле?
Варианты ответов
  1. Величины переносимого заряда.
  2. Напряжённости электростатического поля.
  3. Выбора нулевого уровня.
  4. Выбора максимального уровня.
  5. Выбора конечного уровня.
Вопрос 3
Что называется потенциалом электростатического поля в данной точке пространства.
Варианты ответов
  1. Отношение потенциальной энергии пробного заряда, помещённого в данную точку поля, к величине этого заряда.
  2. Произведение потенциальной энергии пробного заряда, помещённого в данную точку поля, и величины этого заряда.
  3. Отношение величины пробного заряда, помещённого в данную точку поля, к его потенциальной энергии.
  4. Произведение величины пробного заряда, помещённого в данную точку поля, к его потенциальной энергии.
Вопрос 4
Укажите формулу, связывающую напряжённость и разность потенциалов
Варианты ответов
  1. E = -∆φd
  2. E = -∆φ/d
  3. E = ∆φ/d
  4. E = Ud
  5. E = U/d
Вопрос 5
Напряжённость однородного электростатического поля, образованного двумя эквипотенциальными поверхностями, равна 15 кВ/м. Определите расстояние (в см) между этими поверхностями, если потенциал одной из них равен 350 В, а второй - (-100 В).
Вопрос 6
Шарик  массой 1 г и зарядом 1 мкКл, подвешенный на нерастяжимой и невесомой нити, находится в горизонтальном однородном электростатического поля, линии напряжённости которого направлены слева направо. Шарик отвели влево так, что нить отклонилась на 60о от вертикали и отпустили. Определите напряжённость электростатического поля (в кВ/м), если сила натяжения нити при прохождении шариком нижнего положения равна 80 мН.
Вопрос 7
Какую работу (в мкДж) надо совершить, чтобы перенести точечный заряд в 5 нКл из бесконечности в точку, находящуюся на расстоянии 15 см от поверхности металлического шара, потенциал которого равен 300 В, а радиус - 4 см?
Тема: Электроемкость. Конденсаторы
Цели обучения: знать, что такое "электроемкость", как устроен конденсатор; научиться определять электроемкость плоского конденсатора и решать задачи данной темы
Теория:
Решение задач:
Проверь себя! тест
Смена 14-19
 Тема: Изотермический, изобарный и изохорный процессы изменения состояния идеального газа
Цели обучения: формирование понятий: «изотермический, изобарный  и изохорный процессы»; понимание законов изопроцессов и умения применять полученные знания при решении расчетных и графических задач.
Решение графических задач: Графики
Самостоятельно решить: 
Цикл изопроцессов показан на рисунке в координатах (р, Т). Постройте графики этого же цикла в координатах (р,V) и (V,Т)
Проверь себя! Тест «Изопроцессы»


1.                  Назовите три основных макропараметра МКТ.
1.                  M, m,T
2.                  p,V,M
3.                  p, V, T
4.                  m, p ,V
2.                  Какое уравнение связывает три основных макропараметра?
3.                  Процесс протекающий при постоянном макропараметре называется
1.      Равновесием
2.      Изопроцессом
3.      Балансом
4.      Дефектом
4.                  Как называется изопроцесс при T=const!?
1.                 Изохорный
2.                 Адиабатный
3.                 Изобарный
4.                 Изотермический
5.                  Как называется изопроцесс при p=const!?
1.                 Изотермический
2.                 Изобарный
3.                 Изохорный
4.                 Адиабатный
6.                  Как называется изопроцесс при V=const!?
1.                 Изохорный
2.                 Изотермический
3.                 Адиабатный
4.                 Изобарный
7.                  Как записывается уравнение Клапейрона-Менделеева при изотермическом процессе?
       8.                  Как записывается уравнение Клапейрона-Менделеева при изобарическом            процессе?


9
.              Как записывается уравнение Клапейрона-Менделеева при изохорическом процессе?
10.              Изохорный процесс называют законом
1.                 Гей-Люссака
2.                 Бойля
3.                 Мариотта
4.                 Шарля
11.              Изобарный процесс называют законом
1.                 Шарля
2.                 Бойля-Мариотта
3.                 Гей-Люссака
4.                 Джоуля
12.              Назовите процесс ( рис. 1) 


1) изотермическое сжатие;
2) изохорное нагревание;
3) изобарное нагревание;
4) изотермическое расширение
Ключ правильных ответов находится у учителя
 Тема: Обобщение и систематизация знаний по теме «Основы МКТ. Идеальный газ»
Цели обучения: установление логической связи между структурными элементами знаний по теме: «Основы МКТ. Идеальный газ», приведение в систему знаний и практических умений по данной теме.

ПОВТОРЕНИЕ И УГЛУБЛЕНИЕ ЗНАНИЙ ПО ТЕМЕ "ОСНОВЫ МКТ"
1. Каков предмет изучения молекулярно-кинетической теории?
2. Перечислить опытные факты, послужившие основой для разработки МКТ.
3. Сформулировать основные положения МКТ.
4. Какая физическая модель используется в МКТ? Дать краткую характеристику этой модели.
5. Объяснить с помощью модели "идеальный газ", почему газы:
а) легко сжимаются;
б) оказывают давление на стенки сосудов любой формы и размера;
в) занимают весь предоставленный объем.
6. Записать основное уравнение МКТ идеального газа. Всегда ли оно справедливо?
7. Используя основное уравнение МКТ идеального газа, получить уравнение состояния идеального газа и его частные случаи для
а) Т=const;
б) р=const;
в) V=const.
8.Объяснить частные газовые законы с точки зрения МКТ.
9. Указать границы применимости МКТ.
10. Указать отличие теплового движение от механического.
Дополнительный материал по биографиям ученых:  презентация
Реши задачи:
1.     Универсальная газовая постоянная равна ...
а) 8,31 Дж/К,
б) 8,31 Дж/(моль * К),
в) 3,81 моль/Дж,
г) 8,13 Дж/(моль * К).
2.   Определите число молей идеального газа, находящегося в сосуде вместимостью V = 480 см3 при нормальных условиях.
    


4.     При уменьшении объёма газа в 2 раза давление увеличилось на    120 кПа,  а абсолютная температура возросла на 10%. Каким было первоначальное давление?
Тема: Строение и свойства твердых тел
Цели обучения:  формирование представлений о строении твердых тел; понятий: кристаллическое тело, монокристалл, поликристалл, аморфное тело; установление отличия между кристаллическими и аморфными твердыми телами.
Тема: Строение и свойства жидкостей
Цели обучения: формирование представлений о строении жидкостей, явлениях поверхностного натяжения, смачивания и несмачивания, капиллярных явлениях.
Теория:   строение и свойства жидкостей
Решение задач: поверхностное натяжение
Проверь себя! ТЕСТ: «СВОЙСТВА ЖИДКОСТЕЙ  И ТВЁРДЫХ ТЕЛ»
1.При увеличении плотности водяных паров в воздухе при неизменной температуре их парциальное давление
A) увеличивается. B)уменьшается. C) не изменяется
D)
 может как увеличиваться, так и уменьшаться E) оказывается равным нулю
2.Определите глубину, на которой гидростатическое давление воды в море равно  412 кПа (ρмор. воды = 1030 кг/м3; g = 10 м/c2 )
A) 45 м   B) 35 м   C) 40 м   D) 30 м   E) 50 м
3.Если площадь большего поршня 180 см2, а малого 4 см2, и на больший поршень действует сила 18 кН, то на малый поршень будет действовать сила
A) 500 Н   B) 1000 Н   C) 1,5 кН   D) 400 Н   E) 600 Н
4. Выталкивающая сила, действующая на тело объемом 20 л, погруженное в воду, равна (плотность воды 103 кг/м3, g = 10 м/с2)
A) 120 Н;   B) 250 Н;  C) 180 Н;  D) 200 Н;  E) 90 Н
5.При  подвешивании груза проволока удлинилась на 8 см. При подвешивании того же груза к проволоке из того же материала, но в два раза большей длины и в два раза большего радиуса, удлинение проволоки будет  равно
A) 16 см  B) 1 см  C) 2 см  D) 4 см  E) 8 см
6.Формула для определения механического напряжения имеет вид

7.Выталкивающая сила, действующая на тело, плавающее на поверхности жидкости, равна
A) Произведению плотности жидкости на объем погруженной части тела и на ускорение свободного падения
B) Произведению плотности жидкости на объем тела
C) Произведению плотности тела на его объем
D) Весу плавающего тела
E) Произведению плотности жидкости на ускорение свободного падения
8.Через трубу переменного сечения протекает жидкость. Насос, который накачивает жидкость в трубу, создает давление выше атмосферного.  Может ли на каком-то горизонтальном участке трубы давление жидкости на стенки трубы быть равно атмосферному давлению?
A) Может быть только в случае, если насос будет выкачивать воду из
трубы
B) Может быть только после прекращения работы насоса
C) Не может ни на каком участке
D) Может быть на участке узкого сечения
E) Может быть на участке широкого сечения
9.Металлическая палочка имеет диаметр 0,4 см. Если механическое напряжение в ней 2·108 Па, то действующая вдоль её оси сила равна
A) ≈ 10 кН;  B) ≈ 5 kН;  C) ≈ 2,5 кН;  D) ≈ 500 кН;  E) ≈ 250 кН
Ключ правильных ответов находится у учителя
Смена 12-19
  Тема: Микро- и макропараметры. Идеальный газ. Основное уравнение МКТ
Цели обучения: формирование знаний о физической модели "идеальный газ", понятий: давление газа, средняя квадратичная скорость движения молекул, средняя кинетическая энергия поступательного движения молекул газа; понимания основного уравнения МКТ идеального газа; умения применять полученные знания при решении задач.
Теория:

Для дальнейшего изучения темы, необходимо повторить основные физические величины и их единицы измерения.

Важные формулы - изучи и запомни!

Тема: Решение задач по теме "Основное уравнение МКТ"
Цели обучения: диагностика степени усвоения знаний по теме "Основное уравнение МКТ идеального газа» и формирование практических умений по их применению
Теория и примеры решения задач:


Проверь себя!  тест



Комментариев нет:

Отправить комментарий