Криволинейное движение – это всегда движение с ускорением, даже если по модулю скорость постоянна.
Движение по окружности.
– движение криволинейное, так как траекторией является окружность.
– движение равномерное, так как модуль скорости не меняется.
– вектор скорости направлен по касательной к окружности.
– вектор ускорения направлен к центру окружности.
Примеры решения задач:
Решение задач: здесьДля отличников:
Тема: Обобщение и систематизация знаний по теме "Движение с ускорением"
Проверь себя! тест, тест по кинематике
Особенности сил:
Силы появляются парами.
Силы одной природы.
Силы приложены к разным телам, поэтому не могут уравновешивать друг друга.
1.При перетягивании каната возникают силы, равные по величине, но противоположные по направлению. Почему тогда часто удается перетянуть канат к себе? (Решение: При перетягивании каната необходимо еще учитывать силу взаимодействия человека с Землей (силу трения подошвы с поверхности Земли). Поэтому удается перетянуть канат тому человеку, который сильнее прижимается к земле и увеличивает силу трения)
2. Найдите ошибку в рассуждении: «при взаимодействии двух тел возникают силы равные по величине, но противоположные по направлению, поэтому равнодействующая этих сил равна нулю
( Решение: Равнодействующую этих сил искать нельзя, т.к. они приложены к разным телам)
3. Можно ли: а) человеку подняться вверх, ухватившись за конец веревки, перекинутой через закрепленный неподвижный блок и привязанной вторым концом к поясу;
б) сдвинуть лодку с места, когда человек, находящийся в ней, давит на борт;
в) вытащить самого себя из болота за волосы?
Решение: 1 способ.
а) Может, т.к. сила, с которой человек действует на верёвку, равна силе, с которой верёвка действует на человека; но сила человека приложена, через веревку, к блоку, а сила натяжения верёвки – к человеку, поэтому эти силы не будут компенсировать друг друга;
б) нет, т.к. сила, с которой человек давит на борт, равна силе, с которой человек давит на дно лодки, но направлена в противоположную сторону; обе силы приложены к лодке и будут компенсировать друг друга;
в) нет, т.к. сила, которая действует на голову вверх, равна силе, действующей на руку и противоположно направленная; обе силы приложены к человеку и будут компенсировать друг друга.
2 способ. Нужно рассмотреть систему взаимодействующих тел: если система замкнута (только два тела), то тела не могут заставить друг другу двигаться; если не замкнута (больше двух взаимодействующих тел), то тела будут двигаться.
а) Система не замкнута: человек – верёвка – блок, тела будут двигаться.
б) Система замкнута: лодка – человек, тела не могут заставить друг другу двигаться.
в) Система замкнута: рука – волосы, тела не могут заставить друг другу двигаться.
Теория: Перед изучением данной темы необходимо повторить материал из курса математики:
Опорный конспект:
Решение задач:
Проверь себя! онлайн тестирование
Тема: Равномерное движение. Путь и перемещение. Скорость
Теория:
Опорный конспект:
Кинематический закон равномерного прямолинейного движения:
11. Запишите ответ в требуемой форме.
Тема: Графическое представление равномерного прямолинейного движения
Теория:
Опорный конспект:
График зависимости скорости от времени:
Проверь себя! тест онлайн тестирование
Теория и решение задач:Опорный конспект:
Мгновенная скорость — скорость движения в данный момент времени (в данной точке траектории).
Тема: Сложение скоростей
Теория:
Опорный конспект:
Решение задач:
Проверь себя! тест
Ключ правильных ответов находится у учителя
Проверь себя! онлайн тест
Особенности сил:
Силы появляются парами.
Силы одной природы.
Силы приложены к разным телам, поэтому не могут уравновешивать друг друга.
Криволинейное движение – это всегда движение с ускорением, даже если по модулю скорость постоянна.
Движение по окружности.
– движение криволинейное, так как траекторией является окружность.
– движение равномерное, так как модуль скорости не меняется.
– вектор скорости направлен по касательной к окружности.
– вектор ускорения направлен к центру окружности.
Примеры решения задач:
Решение задач: здесьДля отличников:
Тема: Обобщение и систематизация знаний по теме "Движение с ускорением"
Проверь себя! тест, тест по кинематике
Особенности сил:
Силы появляются парами.
Силы одной природы.
Силы приложены к разным телам, поэтому не могут уравновешивать друг друга.
Цель: понимать механическое взаимодействие тел; уметь определять силы действия и противодействия и решать задачи данной темы
1.При перетягивании каната возникают силы, равные по величине, но противоположные по направлению. Почему тогда часто удается перетянуть канат к себе? (Решение: При перетягивании каната необходимо еще учитывать силу взаимодействия человека с Землей (силу трения подошвы с поверхности Земли). Поэтому удается перетянуть канат тому человеку, который сильнее прижимается к земле и увеличивает силу трения)
2. Найдите ошибку в рассуждении: «при взаимодействии двух тел возникают силы равные по величине, но противоположные по направлению, поэтому равнодействующая этих сил равна нулю
( Решение: Равнодействующую этих сил искать нельзя, т.к. они приложены к разным телам)
3. Можно ли: а) человеку подняться вверх, ухватившись за конец веревки, перекинутой через закрепленный неподвижный блок и привязанной вторым концом к поясу;
б) сдвинуть лодку с места, когда человек, находящийся в ней, давит на борт;
в) вытащить самого себя из болота за волосы?
Решение: 1 способ.
а) Может, т.к. сила, с которой человек действует на верёвку, равна силе, с которой верёвка действует на человека; но сила человека приложена, через веревку, к блоку, а сила натяжения верёвки – к человеку, поэтому эти силы не будут компенсировать друг друга;
б) нет, т.к. сила, с которой человек давит на борт, равна силе, с которой человек давит на дно лодки, но направлена в противоположную сторону; обе силы приложены к лодке и будут компенсировать друг друга;
в) нет, т.к. сила, которая действует на голову вверх, равна силе, действующей на руку и противоположно направленная; обе силы приложены к человеку и будут компенсировать друг друга.
2 способ. Нужно рассмотреть систему взаимодействующих тел: если система замкнута (только два тела), то тела не могут заставить друг другу двигаться; если не замкнута (больше двух взаимодействующих тел), то тела будут двигаться.
а) Система не замкнута: человек – верёвка – блок, тела будут двигаться.
б) Система замкнута: лодка – человек, тела не могут заставить друг другу двигаться.
в) Система замкнута: рука – волосы, тела не могут заставить друг другу двигаться.
Цель: знать понятие «деформация тел», «деформирующая сила», «сила упругости», закон Гука, его графическое представление и границы применимости; различать виды деформации и уметь решать задачи данной темы.
Цель: знать понятие "проекция вектора на ось", научиться находить проекции вектора на ось и действии над векторами при решении задач
Теория: Перед изучением данной темы необходимо повторить материал из курса математики:
Решение задач:
Проверь себя! онлайн тестирование
Тема: Равномерное движение. Путь и перемещение. Скорость
Цели : вспомнить из физики 7 класса кинематические величины, характеризующие равномерное движение; изучить закон равнопеременного прямолинейного движения и научиться применять его при решении задач
Теория:
Опорный конспект:
Кинематический закон равномерного прямолинейного движения:
11. Запишите ответ в требуемой форме.
Тема: Графическое представление равномерного прямолинейного движения
Цели : узнать о графическом представлении кинематических величин, характеризующих равномерное движение, и научиться определять проекцию перемещения по графику проекции скорости и проекцию скорости по графику движения
Теория:
Опорный конспект:
График зависимости скорости от времени:
Проверь себя!
Тема: Неравномерное движение. Средняя и мгновенная скорость
Цели : познакомиться с средней и мгновенной скоростью как кинематическими характеристиками механического движения и научиться решать задачи данной темы
Теория и решение задач:
Опорный конспект:
Мгновенная скорость — скорость движения в данный момент времени (в данной точке траектории).
Проверь себя! онлайн тестирование
Тема: Сложение скоростей
Цели : узнать закон сложения скоростей и научиться применять его при решении задач
Теория:
Опорный конспект:
Решение задач:
Проверь себя! тест
Ключ правильных ответов находится у учителя
Тема: Ускорение. Скорость при равнопеременном движении
Цели обучения: узнать о равноускоренном движении; знать определение, формулы для расчета ускорения и скорости, графическое представление зависимости скорости от времени и научиться применять их при решении задач;
Опорный конспект:
Примеры решения типовых задач: здесь
Проверь себя! онлайн тестирование
онлайн тестирование
Цель: знать формулу и физический смысл закона всемирного
тяготения; уметь решать задачи данной темы
Комментариев нет:
Отправить комментарий