9 класс

Физика, 9 класс 
Смена 12-23
Тема: Криволинейное движение
Теория:

Опорный конспект:

Криволинейное движение – это всегда движение с ускорением, даже если по модулю скорость постоянна. 

Движение по окружности.

– движение криволинейное, так как траекторией  является окружность.

– движение равномерное, так как модуль скорости не меняется.

– вектор скорости направлен по касательной к окружности.

– вектор ускорения направлен к центру окружности.






Примеры решения задач: 




Решение задач: здесь

Для отличников:
Проверь себя! онлайн тест
Тема: Обобщение и систематизация знаний по теме "Движение с ускорением"
Проверь себя!  тесттест по кинематике
Тема: Взаимодействие тел. Сила. Инерциональные системы отсчета. Первый закон Ньютона
Повторим!

Теория и решение задач: 
Опорный конспект:
Раздел механики, изучающий законы Ньютона, называется динамикой. Если при изучении кинематики рассматривается вопрос: как тело движется (равномерно, равноускорено и т. д.), то динамика дает ответ: почему тело движется так, а не иначе. 

Особенности сил:

  • Силы появляются парами.

  • Силы одной природы.

  • Силы приложены к разным телам, поэтому не могут уравновешивать друг друга.

Проверь себя!  онлайн тест
Тема: Масса. Второй закон Ньютона
Повторим!
Теория:  
Решение задач:
Алгоритм решения задач на второй закон Ньютона.
1. Прочитайте внимательно условие задачи. Выясните, какое тело движется. Под действием, каких сил? Каков характер движения?
2. Запишите краткое условие задачи. Одновременно выделите все величины в единицах СИ.
3. Сделайте чертеж. Изобразите оси координат, тело и все действующие на тело силы.
4. Запишите уравнение второго закона Ньютона в векторном виде.
5. Запишите основное уравнение динамики на оси координат.
6. Найдите все величины, входящие в эти уравнения. Подставьте их в уравнения.
7. Решите уравнение (или систему уравнений) относительно неизвестной величины, т.е. решите задачу в общем виде.
8. Найдите искомую величину.
9. Определите единицу величины. Проверьте, подходит ли она по смыслу.
10. Рассчитайте число.
11. Проверьте и запишите ответ.
Примеры решения типовых задач:пример 1
                                                               пример 2
Проверь себя! онлайн тест
Тема: Третий закон Ньютона. Принцип относительности Галилея
 Теория:
Опорный конспект:
Решение задач:
Примеры решения типовых задач: здесь

1.При перетягивании каната возникают силы, равные по величине, но противоположные по направлению. Почему тогда часто удается перетянуть канат к себе? (Решение: При перетягивании каната необходимо еще учитывать силу взаимодействия человека с Землей (силу трения подошвы с поверхности Земли). Поэтому удается перетянуть канат тому человеку, который сильнее прижимается к земле и увеличивает силу трения)

2. Найдите ошибку в рассуждении: «при взаимодействии двух тел возникают силы равные по величине, но противоположные по направлению, поэтому равнодействующая этих сил равна нулю 

( Решение: Равнодействующую этих сил искать нельзя, т.к. они приложены к разным телам)

3. Можно ли: а) человеку подняться вверх, ухватившись за конец веревки, перекинутой через закрепленный неподвижный блок и привязанной вторым концом к поясу;

б) сдвинуть лодку с места, когда человек, находящийся в ней, давит на борт;

в) вытащить самого себя из болота за волосы?

Решение: 1 способ.

а) Может, т.к. сила, с которой человек действует на верёвку, равна силе, с которой верёвка действует на человека; но сила человека приложена, через веревку, к блоку, а сила натяжения верёвки – к человеку, поэтому эти силы не будут компенсировать друг друга;

б) нет, т.к. сила, с которой человек давит на борт, равна силе, с которой человек давит на дно лодки, но направлена в противоположную сторону; обе силы приложены к лодке и будут компенсировать друг друга;

в) нет, т.к. сила, которая действует на голову вверх, равна силе, действующей на руку и противоположно направленная; обе силы приложены к человеку и будут компенсировать друг друга.

2 способ. Нужно рассмотреть систему взаимодействующих тел: если система замкнута (только два тела), то тела не могут заставить друг другу двигаться; если не замкнута (больше двух взаимодействующих тел), то тела будут двигаться.

а) Система не замкнута: человек – верёвка – блок, тела будут двигаться.

б) Система замкнута: лодка – человек, тела не могут заставить друг другу двигаться.

в) Система замкнута: рука – волосы, тела не могут заставить друг другу двигаться.

Проверь себя!  онлайн тест
Тема: Деформация тел. Сила упругости. Закон Гука
Теория:

 
Опорный конспект:

Решение задач:
Для отличников:
Проверь себя! тест
Тема: Силы трения. Силы сопротивления среды
Теория и решение задач: 
Примеры решения задач: здесь
Опорный конспект:
Для отличников:
Проверь себя!   тест
Смена 10-23
Тема: Скалярные и векторные величины. Действия над векторами
Теория:
Опорный конспект:
Проверь себя! онлайн тест
Тема: Проекция вектора на ось
Теория: Перед изучением данной темы необходимо повторить материал из курса математики:
Опорный конспект:


Решение задач:
Проверь себя! онлайн тестирование
Тема: Равномерное движение. Путь и перемещение. Скорость
Теория:
Опорный конспект:

Скорость прямолинейного равномерного движения - это векторная физическая величина, численно равная отношению перемещения к промежутку времени, в течение которого это перемещение произошло.


Путь — это длина участка траектории, пройденного телом за данный  промежуток времени. Путь — положительная скалярная величина.
Перемещение тела — это вектор, соединяющий начальное положение
тела с его конечным положением (для данного промежутка времени).
При равномерном прямолинейном движении тела модуль перемещения
равен пути, пройденному за тот же промежуток времени.

 Кинематический закон равномерного прямолинейного движения:


Алгоритм решения задач по равномерному движению:
1. Внимательно прочитайте условие задачи, выясните и запишите характер движения.
2. Повторно прочитайте содержание задачи для того, чтобы четко представить основной вопрос задачи, цель ее решения, известные величины, опираясь на которые можно вести поиски решения.
3. Произведите краткую запись условия задачи с помощью общепринятых буквенных обозначений, выразив все величины в единицах СИ.
4. Выполните рисунок или чертеж к задаче (если считаете нужным).
5. Определите, каким методом будет решаться задача; составьте план ее решения.
6. Запишите основные уравнения, описывающие процессы, предложенные в задаче системой.
7. Запишите решение в общем виде, выразив искомые величины через заданные.
8. Проверьте правильность решения задачи в общем виде, произведя действия с наименованиями величин.
9. Произведите вычисления с заданной точностью.
10. Произведите оценку реальности полученного решения.
11. Запишите ответ в требуемой форме.
Решение задач:
Примеры решения типовых задач:  здесь
Проверь себя!   онлайн тестирование
Тема: Графическое представление равномерного прямолинейного движения
Теория:
Опорный конспект:
 График зависимости скорости от времени:
График зависимости пути  от времени:
График зависимости перемещения тела от времени:

График зависимости координаты тела от времени при равномерном прямолинейном движении при положительной начальной координате:
Алгоритм решения графических задач по теме «Прямолинейное равномерное  движение».
1.     Посмотрите внимательно на график. Определите, какой это график.
     1.1.Если параллельная горизонтальной оси прямая линия, то это график скорости, υ=υ(t)
     1.2. Если прямая линия под углом наклона, то это график пути, s=s(t).
2.     Определение скорости по графику пути:
     2.1. На графике определите точку таким образом, чтобы опущенные перпендикуляры на координатные оси, имели целое числовое значение.
     2.2. Цифра, полученная при пересечении перпендикуляра с осью времени – это значение времени (t), в тех единицах измерения, что указаны на графике.
     2.3. Цифра, полученная при пересечении перпендикуляра с осью пути – это значение пути (s), в тех единицах измерения, что указаны на графике.
     2.4. Используем формулу υ=  и подставляем найденные по графику значения.
3.     Определение пути по графику скорости:
     3.1.  От прямой линии на графике опускаем перпендикуляры на координатные оси. Полученные цифры соответствуют значениям времени и скорости, подставляем их в формулу s=υt, делаем математический расчет.
.    3.2. Вычисляем площадь ограниченную линией графика и перпендикуляром, опущенным на ось времени в точку, значение которой указаны в задаче. (Формула: S=ab). Полученное значение – это и есть искомый путь.
4.   Оцените реальность ответа
Решение задач:
Проверь себя! тест  онлайн тестирование 
Ключ правильных ответов находится у учителя
Тема: Неравномерное движение. Средняя и мгновенная скорость
Теория и решение задач:
Опорный конспект:
Средняя скорость характеризует движение за весь промежуток времени в целом. 
Мгновенная скорость  — скорость движения в данный момент времени (в данной точке траектории). 
Мгновенная скорость тела в любой точке криволинейной траектории направлена по касательной к траектории в этой точке.

Примеры:
Проверь себя! онлайн тестирование
Тема: Сложение скоростей
Теория:
Опорный конспект:
Законом сложения скоростей ГалилеяСкорость тела в неподвижной системе отсчета равна векторной сумме его скорости относительно движущейся системы и скорости движущейся системы относительно неподвижной.



















Решение задач:
Проверь себя!  тест
Ключ правильных ответов находится у учителя
Смена 1-23
Тема: Деформация тел. Сила упругости. Закон Гука
Теория:
Опорный конспект:
Решение задач:
Примеры решения задач:  Здесь
Проверь себя!  онлайн тест
Тема: Силы трения. Силы сопротивления среды
Теория и решение задач:
Примеры решения задач:   Здесь
Проверь себя!  онлайн тест
Тема: Движение тела под действием силы тяжести 
Опорный конспект:
Теория и  решение задач:
Проверь себя!  онлайн тест
Тема: Закон всемирного тяготения
Теория:
Опорный конспект:
Решение задач:
Проверь себя! онлайн тест

Смена 13-22
Тема: Второй закон Ньютона, третий закон Ньютона.
Повторим!




Особенности сил:

  • Силы появляются парами.

  • Силы одной природы.

  • Силы приложены к разным телам, поэтому не могут уравновешивать друг друга.

Теория и решение задач: 
Опорный конспект:
Проверь себя! Онлайн тест
Тема: Сила упругости. Закон Гука. Сила трения.
 Теория:
Опорный конспект:
Примеры решения задач: 
Проверь себя! онлайн тест
Смена 13-21  
Тема: Криволинейное движение. Линейная и угловая скорости. Ускорение точки при ее движении по окружности
Цель: знать понятия и формулы для вычисления физических величин, характеризующих криволинейное движение; уметь применять эти формулы при решении задач.
Теория:
 
Опорный конспект:

Криволинейное движение – это всегда движение с ускорением, даже если по модулю скорость постоянна. 

Движение по окружности.

– движение криволинейное, так как траекторией  является окружность.

– движение равномерное, так как модуль скорости не меняется.

– вектор скорости направлен по касательной к окружности.

– вектор ускорения направлен к центру окружности.






Примеры решения задач: 




Решение задач: здесь

Для отличников:
Проверь себя! онлайн тест
Тема: Обобщение и систематизация знаний по теме "Движение с ускорением"
Проверь себя!  тесттест по кинематике
Тема: Взаимодействие тел. Сила. Инерциональные системы отсчета. Первый закон Ньютона
Цель: знать определение основной задачи динамики и первого закона Ньютона; уметь определять равнодействующую силу и решать задачи данной темы
Повторим!

Теория и решение задач: 
Опорный конспект:
Раздел механики, изучающий законы Ньютона, называется динамикой. Если при изучении кинематики рассматривается вопрос: как тело движется (равномерно, равноускорено и т. д.), то динамика дает ответ: почему тело движется так, а не иначе. 

Особенности сил:

  • Силы появляются парами.

  • Силы одной природы.

  • Силы приложены к разным телам, поэтому не могут уравновешивать друг друга.

Проверь себя!  онлайн тест
Тема: Масса. Второй закон Ньютона
Цель: знать отличие массы от веса, уметь различать гравитационные и инертные свойства массы; научиться решать задачи динамики, применяя второй закон Ньютона
Повторим!
Теория:  
Решение задач:
Алгоритм решения задач на второй закон Ньютона.
1. Прочитайте внимательно условие задачи. Выясните, какое тело движется. Под действием, каких сил? Каков характер движения?
2. Запишите краткое условие задачи. Одновременно выделите все величины в единицах СИ.
3. Сделайте чертеж. Изобразите оси координат, тело и все действующие на тело силы.
4. Запишите уравнение второго закона Ньютона в векторном виде.
5. Запишите основное уравнение динамики на оси координат.
6. Найдите все величины, входящие в эти уравнения. Подставьте их в уравнения.
7. Решите уравнение (или систему уравнений) относительно неизвестной величины, т.е. решите задачу в общем виде.
8. Найдите искомую величину.
9. Определите единицу величины. Проверьте, подходит ли она по смыслу.
10. Рассчитайте число.
11. Проверьте и запишите ответ.
Примеры решения типовых задач:пример 1
                                                               пример 2
Проверь себя! онлайн тест
Тема: Третий закон Ньютона. Принцип относительности Галилея

Цель: понимать механическое взаимодействие тел; уметь определять силы действия и противодействия и решать задачи данной темы

 Теория:
Опорный конспект:
Решение задач:
Примеры решения типовых задач: здесь

1.При перетягивании каната возникают силы, равные по величине, но противоположные по направлению. Почему тогда часто удается перетянуть канат к себе? (Решение: При перетягивании каната необходимо еще учитывать силу взаимодействия человека с Землей (силу трения подошвы с поверхности Земли). Поэтому удается перетянуть канат тому человеку, который сильнее прижимается к земле и увеличивает силу трения)

2. Найдите ошибку в рассуждении: «при взаимодействии двух тел возникают силы равные по величине, но противоположные по направлению, поэтому равнодействующая этих сил равна нулю 

( Решение: Равнодействующую этих сил искать нельзя, т.к. они приложены к разным телам)

3. Можно ли: а) человеку подняться вверх, ухватившись за конец веревки, перекинутой через закрепленный неподвижный блок и привязанной вторым концом к поясу;

б) сдвинуть лодку с места, когда человек, находящийся в ней, давит на борт;

в) вытащить самого себя из болота за волосы?

Решение: 1 способ.

а) Может, т.к. сила, с которой человек действует на верёвку, равна силе, с которой верёвка действует на человека; но сила человека приложена, через веревку, к блоку, а сила натяжения верёвки – к человеку, поэтому эти силы не будут компенсировать друг друга;

б) нет, т.к. сила, с которой человек давит на борт, равна силе, с которой человек давит на дно лодки, но направлена в противоположную сторону; обе силы приложены к лодке и будут компенсировать друг друга;

в) нет, т.к. сила, которая действует на голову вверх, равна силе, действующей на руку и противоположно направленная; обе силы приложены к человеку и будут компенсировать друг друга.

2 способ. Нужно рассмотреть систему взаимодействующих тел: если система замкнута (только два тела), то тела не могут заставить друг другу двигаться; если не замкнута (больше двух взаимодействующих тел), то тела будут двигаться.

а) Система не замкнута: человек – верёвка – блок, тела будут двигаться.

б) Система замкнута: лодка – человек, тела не могут заставить друг другу двигаться.

в) Система замкнута: рука – волосы, тела не могут заставить друг другу двигаться.

Проверь себя!  онлайн тест
Тема: Деформация тел. Сила упругости. Закон Гука
Цель: знать понятие 
«деформация тел», «деформирующая сила», «сила упругости», закон Гука, его графическое представление и границы применимости; различать виды деформации и уметь решать  задачи данной темы.
Теория:

 
Опорный конспект:

Решение задач:
Для отличников:
Проверь себя! тест
Тема: Силы трения. Силы сопротивления среды
Цель:углубить знания  о силе трения; знать особенности силы сопротивления среды
Теория и решение задач: 
Примеры решения задач: здесь
Опорный конспект:
Для отличников:
Проверь себя!   тест
Смена 11-21
Тема: Проекция вектора на ось
Цель: знать понятие "проекция вектора на ось", научиться находить проекции вектора на ось и  действии над векторами при решении задач 
Теория: Перед изучением данной темы необходимо повторить материал из курса математики:




Опорный конспект:


Решение задач:
Проверь себя! онлайн тестирование
Тема: Равномерное движение. Путь и перемещение. Скорость
Цели : вспомнить из физики 7 класса кинематические величины, характеризующие равномерное движение; изучить закон равнопеременного прямолинейного движения и научиться применять его при решении задач
Теория:
Опорный конспект:

Скорость прямолинейного равномерного движения - это векторная физическая величина, численно равная отношению перемещения к промежутку времени, в течение которого это перемещение произошло.


Путь — это длина участка траектории, пройденного телом за данный  промежуток времени. Путь — положительная скалярная величина.
Перемещение тела — это вектор, соединяющий начальное положение
тела с его конечным положением (для данного промежутка времени).
При равномерном прямолинейном движении тела модуль перемещения
равен пути, пройденному за тот же промежуток времени.

 Кинематический закон равномерного прямолинейного движения:


Алгоритм решения задач по равномерному движению:
1. Внимательно прочитайте условие задачи, выясните и запишите характер движения.
2. Повторно прочитайте содержание задачи для того, чтобы четко представить основной вопрос задачи, цель ее решения, известные величины, опираясь на которые можно вести поиски решения.
3. Произведите краткую запись условия задачи с помощью общепринятых буквенных обозначений, выразив все величины в единицах СИ.
4. Выполните рисунок или чертеж к задаче (если считаете нужным).
5. Определите, каким методом будет решаться задача; составьте план ее решения.
6. Запишите основные уравнения, описывающие процессы, предложенные в задаче системой.
7. Запишите решение в общем виде, выразив искомые величины через заданные.
8. Проверьте правильность решения задачи в общем виде, произведя действия с наименованиями величин.
9. Произведите вычисления с заданной точностью.
10. Произведите оценку реальности полученного решения.
11. Запишите ответ в требуемой форме.
Решение задач:
Примеры решения типовых задач:  здесь
Проверь себя!   онлайн тестирование
Тема: Графическое представление равномерного прямолинейного движения
Цели : узнать о графическом представлении кинематических величин, характеризующих равномерное движение, и научиться определять проекцию перемещения по графику проекции скорости и проекцию скорости по графику движения
Теория:

Опорный конспект:
 График зависимости скорости от времени:
График зависимости пути  от времени:
График зависимости перемещения тела от времени:

График зависимости координаты тела от времени при равномерном прямолинейном движении при положительной начальной координате:
Алгоритм решения графических задач по теме «Прямолинейное равномерное  движение».
1.     Посмотрите внимательно на график. Определите, какой это график.
     1.1.Если параллельная горизонтальной оси прямая линия, то это график скорости, υ=υ(t)
     1.2. Если прямая линия под углом наклона, то это график пути, s=s(t).
2.     Определение скорости по графику пути:
     2.1. На графике определите точку таким образом, чтобы опущенные перпендикуляры на координатные оси, имели целое числовое значение.
     2.2. Цифра, полученная при пересечении перпендикуляра с осью времени – это значение времени (t), в тех единицах измерения, что указаны на графике.
     2.3. Цифра, полученная при пересечении перпендикуляра с осью пути – это значение пути (s), в тех единицах измерения, что указаны на графике.
     2.4. Используем формулу υ=  и подставляем найденные по графику значения.
3.     Определение пути по графику скорости:
     3.1.  От прямой линии на графике опускаем перпендикуляры на координатные оси. Полученные цифры соответствуют значениям времени и скорости, подставляем их в формулу s=υt, делаем математический расчет.
.    3.2. Вычисляем площадь ограниченную линией графика и перпендикуляром, опущенным на ось времени в точку, значение которой указаны в задаче. (Формула: S=ab). Полученное значение – это и есть искомый путь.
4.   Оцените реальность ответа
Решение задач:
Проверь себя! 
тест   Ключ правильных ответов находится у учителя
онлайн тестирование
Тема: Неравномерное движение. Средняя и мгновенная скорость
Цели : познакомиться с  средней и мгновенной скоростью как кинематическими характеристиками механического движения и научиться решать задачи данной темы
Теория и решение задач:
Опорный конспект:
Средняя скорость характеризует движение за весь промежуток времени в целом. 
Мгновенная скорость  — скорость движения в данный момент времени (в данной точке траектории). 
Мгновенная скорость тела в любой точке криволинейной траектории направлена по касательной к траектории в этой точке.

Примеры:

Проверь себя! онлайн тестирование
Тема: Сложение скоростей
Цели : узнать  закон сложения скоростей и научиться применять его при решении задач
Теория:
Опорный конспект:
Законом сложения скоростей ГалилеяСкорость тела в неподвижной системе отсчета равна векторной сумме его скорости относительно движущейся системы и скорости движущейся системы относительно неподвижной.




















Решение задач:
Проверь себя!  тест
Ключ правильных ответов находится у учителя
Тема: Ускорение. Скорость при равнопеременном движении
Цели обучения: узнать о равноускоренном движении; знать определение, формулы для расчета ускорения и скорости, графическое представление зависимости скорости от времени и научиться применять их при решении задач;  
Теория:
Опорный конспект:
Равноускоренное прямолинейное движение — это движение, при котором скорость тела за любые равные промежутки времени изменяется одинаково, т. е. это движение с постоянным по модулю и направлению ускорением
Решение задач:
Примеры решения типовых задач:   здесь
Проверь себя!   онлайн тестирование
                           онлайн тестирование
Смена 2-21  
Тема: Закон всемирного тяготения 

Цель: знать формулу и физический смысл закона всемирного тяготения; уметь решать задачи данной темы

Теория:
Опорный конспект:

Решение задач:
Примеры решения задач:  здесь
Проверь себя! онлайн тест
Тема: Вес. Невесомость и перегрузки.
Цель: знать формулу для нахождения веса тела в различных случаях; уметь решать задачи данной темы
Теория:
Решение задач:
Проверь себя! онлайн тест
Опорный конспект:
Примеры решения задач: здесь


Комментариев нет:

Отправить комментарий