7 класс

Физика, 7 класс

Смена 04-24
Тема: Механическая работа. Единицы работы
Теория: 
Опорный конспект:
Решение задач: ЗДЕСЬ
Проверь себя!  онлайн тестирование
Тема: Мощность. Единицы мощности
Теория: 
Опорный конспект:
Решение задач: ЗДЕСЬ
Проверь себя!   онлайн тестирование
Тема: Полезная и совершенная (полная) работа. Коэффициент полезного действия (КПД)   
Теория: 
Опорный конспект:
Решение задач:

Проверь себя! онлайн тестирование
Смена 14-21
Тема: Почему изменяется скорость движения тела. Инерция

Цели:  познакомиться с понятием инерция; научиться в быту находить примеры инерции.
Теория:
Опорный конспект:
Движение тела без действия на него других тел, как и покой, — его естественное состояние. 
Свойство тела сохранять состояние покоя или равномерного прямолинейного движения (сохранять свою скорость неизменной) при отсутствии действия на него других тел называется инерцией.
1.Если на тело не действуют другие тела, то оно либо находится в состоянии покоя, либо движется равномерно и прямолинейно (по инерции).
2. Изменить состояние покоя или движения тела можно только воздействием на него другого тела или тел.
Проверь себя! Ключ правильных ответов находится у учителя

Тест "ИНЕРЦИЯ"

1. Если на тело действуют другие тела, то его ско­рость...

А. Не изменяется, оно находится в покое.

Б. Только увеличивается.

В. Не изменяется, оно движется пря­молинейно и равномерно.

Г. Только уменьшается.

Д. Увеличивается или уменьшается.

2. Может ли тело двигаться равномерно, если на не­го не действуют другие тела?

А. Не может.

Б. Может, но не каждое тело.

В. Может.

3. Пассажир автобуса непроизвольно отклонился назад. Чем это вызвано?

А. Автобус повернул влево.

Б. Автобус повернул впра­во.

В. Автобус резко остановился.

Г. Автобус увели­чил скорость.

Д. Автобус уменьшил скорость.

4. Куда относительно катера отклоняются пассажи­ры, если катер повернет влево?

А. Вправо.                            Г. Назад.

Б. Вперед.                             Д. Оста­нутся на месте.

В. Влево.

5. Какое явление используется при катании детей на скейтбордах?

А. Механическое движение.             В. Диффу­зия.

Б. Инерция.                                          Г. Трение.

Тема: Масса тела. Плотность вещества. Единицы плотности

Цели:  знать формулу для расчета массы и плотности, научиться рассчитывать массу тела и плотность вещества
 ПОВТОРИМ! 


Для отличников:

Теория и решение задач:

Пример:

Опорный конспект: Для характеристики инерции тела в физике используется физическая величина, называется массой.


Проверь себя! онлайн тестирование
Тема: Сила

Цели:  познакомиться с силой как физической величиной, узнать причины воздействия силы и научиться ее характеризовать
Теория:
Опорный конспект:
Проверь себя! Ключ правильных ответов находится у учителя

1.       Сила – причина изменения

a) траектории движения

b) скорости движения

c) массы тела

2.       Сила характеризуется

a) модулем и направлением

b) модулем и точкой приложения

c) модулем, направлением и точкой приложения

3.       Силы, действующие вдоль одной прямой, компенсируют друг друга, если

a) они приложены к одному телу, их модули равны, направления противоположны

b) они приложены к одному телу, их модули равны, направлены в одну сторону

c) они приложены к разным телам, их модули равны, направления противоположны

4.       Сила – причина

a) деформации тела

b) изменения массы тела

c) изменения положения тела

5.     Силу обозначают буквой

a)          F

b)          m

c)           V

6.      Чем больше сила, тем деформация

a) меньше

b) больше

c) нет правильного ответа

7.        Сила – это …

Смена 12-21
Тема: Дискретное строение вещества. Тепловое движение частиц 
Цели: узнать о дискретном строении вещества; усвоенить понятия «молекула», «атом», понимать  дискретное строение вещества; научиться описывать и объяснять диффузию и броуновское движение на основе представлений о дискретном строении вещества
ПОВТОРИМ! В физике любой предмет называется физическим телом, которое состоит из какого-то вещества.

Теория:

Опорный конспект:

Мельчайшие частицы вещества, способные существовать самостоятельно и сохраняющие основные свойства вещества, называются молекулами. Все вещества состоят из молекул (дискретное, т.е. прерывистое строение)

Молекулы состоят из более мелких частиц - атомов (от греч. atomos – неделимый)


Для любопытных:  Самая большая молекула на Земле – это молекула ДНК, которая состоит из 5750 атомов углерода, 7227 атомов водорода, 4131 атомов кислорода, 2215 атомов азота и 590 атомов фосфора.

Проверь себя!
 
Ключ правильных ответов находится у учителя
1Мельчайшей частицей вещества, сохраняющей его свойства является…
а) Атом;     б) Молекула ;      в) Броуновская частица;       г) Протон.
2. Молекулы вещества состоят из еще более мелких частиц 
    а) Крупинок;    б) Атомов;    в) Капель;     г) Броуновская частица.
3. Броуновское движение - это ...
а) хаотическое движение очень мелких твердых частиц, находящихся в жидкости;
б) хаотическое проникновение частиц друг в друга;
в) упорядоченное движение твердых частиц, находящихся в жидкости….
4. Явление диффузии
а) происходит в жидкостях быстрее, чем в газах;
б) происходит в газах быстрее, чем в жидкостях;
в) происходит в твёрдых телах быстрее, чем в газах;
г) не происходит в твёрдых телах.
5. Укажите неверное утверждение.
а) при нагревании диффузия протекает быстрее;
б) при нагревании диффузия протекает медленнее;
в) диффузия не зависит от температуры.
6. Тепловое движение частиц – это…
а) хаотическое движение молекул, зависящее от температуры;
б) упорядоченное движение твердых частиц, находящихся в жидкости;
в) хаотическое проникновение частиц друг в друга.
7. Какие частицы составляют молекулу воды?
а) Два атома кислорода и один атом водорода;
б) Два атома водорода и два атома кислорода;
в) Два атома водорода и один атом кислорода.
8. Приведите пример диффузии в газах и твердых телах 
Тема: Взаимодействие частиц вещества. Твердое, жидкое и газообразное состояние вещества
Цели: узнать о взаимодействии частиц вещества; научиться объяснять простейшие явления на основе молекулярного строения вещества, сравнивать и  свойства твердых, жидких и газообразных веществ исходя из особенностей расположения, взаимодействия и движения их частиц

Теория: Частицы твердых тел и жидкостей (атомы, молекулы) испытывают взаимное притяжение и взаимное отталкивание.

Опорный конспект:

Проверь себя! Ключ правильных ответов находится у учителя
1.Как взаимодействуют молекулы тела?
a)     Притягиваются друг к другу
b)    Движутся независимо друг от друга
c)     Отталкиваются одна от другой
d)    Молекулы и притягиваются, и отталкиваются: при расстояниях между ними, сравнимых с их размерами, преобладает притяжение, при меньших расстояниях - отталкивание
2.Каким взаимодействием молекул - притяжением или отталкиванием - объясняются следующие факты: наличие у твердых тел постоянного объема и неизменной формы, смачиваемость жидкостью поверхности твердого тела, необходимость большого усилия для растяжения или разлома твердого тела?
a)  Отталкиванием
b)  Притяжением
c)   Взаимодействие молекул не объясняет этих фактов
d)  Среди ответов нет верного
3.Что из названного свидетельствует о существовании отталкивания молекул?
a)     Текучесть жидкости
b)    Распрямление сжатого ластика
c)     Практическое сохранение жидкостью объема при ее сдавливании
d)    Несмачиваемость жидкостью поверхности твердого тела
4. В скольких и каких состояниях могут вообще находиться вещества?
a)     В двух: твердом и жидком
b)    В двух: твердом и газообразном
c)     В трех: в виде твердого тела, жидкости и пара
d)    В трех: твердом, жидком и газообразном
5. Может ли какое-либо вещество быть в разных состояниях?
a)     Не может
b)    Нет: любое вещество или твердое, или жидкое, или газообразное
c)     Может: оно изменит свое состояние, если изменятся условия
6. Какими общими свойствами обладают твердые тела?
a)     Собственным объемом и изменчивостью формы
b)    Собственными объемом и формой
c)     Собственной формой и легко изменяемым объемом
7. Собственной формой и легко изменяемым объемом
a)     Наличие у них собственного объема и текучести, следовательно, изменчивости формы
b)    Обладание собственным объемом и формой
c)     Отсутствие собственных объема и формы
d)    Трудность изменения объема и формы
8. Какие общие свойства присущи газам?
a)     Сохранение газом своего объема и формы
b)    Неизменность объема газа при приобретении им любой формы
c)     Заполнение газом всего предоставленного ему пространства
d)    Трудность сжатия, изменения формы и объема
9. Как расположены, взаимодействуют и движутся молекулы в газах?
a)     Молекулы расположены на расстояниях, сравнимых с раз­мерами самих молекул, и перемещаются свободно друг от­носительно друга
b)    Молекулы находятся на больших расстояниях (по сравне­нию с размерами молекул) друг от друга, практически не взаимодействуют и движутся беспорядочно
c)     Они расположены в строгом порядке, сильно взаимодейст­вуют и колеблются около определенных положений
d)    Молекулы находятся на больших расстояниях друг от дру­га в определенном порядке, слабо взаимодействуют друг с другом и движутся в разные стороны
10. В каком состоянии вещества его молекулы сближены на расстояния, меньшие размеров самих молекул, сильно взаимодействуют и остаются на одних и тех же местах, лишь совершая около них колебания?
a)     Жидком
b)    Твердом
c)     Газообразном
d)    В любом из этих состояний
11. Чем отличается с молекулярной точки зрения сталь в твердом и жидком состояниях?
a)     Ничем
b)    Составом молекул
c)     Размером молекул
d)     Расположением, взаимодействием и движением молекул
Тема: Тепловое расширение 

Цели обучения:  формирование умения объяснять тепловое расширение тел исходя из дискретности строения вещества

Теория:

t- температура

Тепловое расширение твердых тел:  демонстрация

Тепловое расширение жидкостей:  демонстрация 

 Опорный конспект:

Тепловое расширение – изменение размера тел при нагревании. Газы, жидкости и твердые тела при нагревании расширяются. Тепловое расширение у разных жидкостях и у разных твердых тел неодинаково. При увеличении температуры все газы расширяются одинаково.

Проверь себя! Ключ правильных ответов находится у учителя

1.Молекулы различных веществ …
a)     не отличаются друг от друга.
b)    отличаются друг от друга
2.Почему уменьшается длина рельса при его охлаждении?
a)     молекулы уменьшатся в объеме;
b)    между молекулами уменьшаются промежутки;
c)     молекулы и промежутки между ними уменьшаются.
3.Переведите в СИ  60 см
a)     6 м;
b)    6000 м;
c)     0,6 м;
d)    0,06 м
4.В каких средах диффузия происходит быстрее?
a)     одинаково во всех средах;
b)    в жидкостях;
c)     в твердых телах;
d)    в газах
5.Какие из указанных свойств, принадлежат жидкостям?
a)     легко меняют свою форму, но сохраняют объем;
b)    не имеют собственной формы и постоянного объема;
c)     имеют собственную форму и объем;
d)    заполняют весь предоставленный объем
6.Как расположены частицы в твердых телах
a)     частицы расположены на расстояниях, много больших размеров частиц;
b)    частицы расположены в определенном (строгом) порядке;
c)     частицы расположены близко друг к другу, но строгого порядка нет.
7.В бутылке находиться вода объемом 0,2 л. Ее переливают в колбу вместимостью 0,5 л. Измениться ли объем воды?
a)     уменьшится;
b)    увеличится;
c)     не изменится


Тема:Температура. Изменение температуры. Термометры

Цель: знать о температуре, ее физической сущности, принципе измерения температуры и построении шкалы температур; усвоить правил измерения температуры

Теория: здесь

Опорный конспект:

Температура — это физическая величина, которая характеризует тепловое состояние тела, показывает степень нагретости тел. 

Правила использования термометра:

1.     термометр должен быть  на много меньше тела, температуру которого мы измеряем;

2.     термометр нужно использовать по назначению;

3.     каждый термометр рассчитан на измерение температуры в определенных пределах.

Для любопытных:  

1.Температура различных тел:

*    Самая высокая температура на Земле зарегистрированная в Ливии в 1922 году — +57,80С;

  • *    самая низкая температура, зарегистрированная на Земле, — (–89,20С);

  • над головой у человека температура выше температуры окружающей среды на 1 – 1,50С;

  • *    средняя температура животных: лошади — 380С, овцы — 400С, курицы — 410С;

  • *    температура в центре Земли — 20 0000С;

  • *    температура на поверхности Солнца — 6000 К, в центре — 20 млн. К.

2. Температурные шкалы:

Совершенствованием термометров занимались многие ученые. Каждый из них создавал свою шкалу. Некоторые из этих шкал широко распространялись, другие, наоборот, быстро забылись.

В настоящее время в большинстве стран для научных и практических целей используется Международная практическая температурная шкала.

За нуль принимается температура плавления льда при нормальном атмосферном давлении (101,325 Па). Температуре кипения дистиллированной воды при нормальном атмосферном давлении равна 100 градусам. Шкала делится на 100 равных частей - градусов, каждый градус можно вновь поделить на равные доли.

Во Франции (и до революции в России) применялась шкала Реомюра, предложенная французским естествоиспытателем Р. Реомюром в 1730 г. В Англии и США до сих пор используется шкала Фаренгейта. Кипение воды по шкале Реомюра равно 80 °R, по шкале Фаренгейта 212°F. Такой произвольный выбор нуля температур существенно усложняет теоретические выводы, приводит к громоздким формулам и ненужным вычислениям.

У. Томсон в 1848 г. (получивший впоследствии за научные заслуги титул лорда Кельвина) предложил ввести новую шкалу температур, которая называется абсолютной. Нулевой уровень -273,15 ОС.

Проверь себя! Тест «Температура»

1. Что такое температура?

А. свойство присущее всем телам;

В. физическая величина;

С. явление природы;

D. термин, применяемый для каждой молекулы в отдельности;

Е. свойство присущее отдельным молекулам.

2.Что такое диффузия?

А. Явление, при котором вещества смешиваются друг с другом;

В. Явление, при котором вещества не смешиваются друг с другом;

С. Явление проникновения частиц одного вещества в межмолекулярное пространство другого вещества;

D. Перемешивание веществ под влиянием внешних условий;

Е. Самопроизвольное перемешивание.

3.Какие параметры двух тел должны быть одинаковыми, чтобы они находились в тепловом равновесии?

А. объём и температура;     В. масса и давление;          С. температура;

D. давление и объем;           Е. масса, температура.

4.Какое явление, названное затем его именем, впервые наблюдал Роберт Броун?

А. беспорядочное движение отдельных атомов;

В. беспорядочное движение отдельных молекул;

С. непрерывное движение мелких твердых частиц взвешенных в жидкости;

D. опускание больших частиц на дно сосуда;

Е. неподвижные частицы.

5. Броуновское движение обусловлено:

А. столкновением молекул жидкости друг с другом;

В. столкновением частиц взвешенных в жидкости;

С. столкновением молекул жидкости с частицами, взвешенными в ней;

D. силами притяжения между молекулами;

Е. силами отталкивания между частицами.

6.Какое примерно значение температуры по абсолютной шкале соответствует температуре 270С по шкале Цельсия?

А. 3270К;     В. 3000К;    С. 2730К;    D. -2460К;    Е. -270К.

7.В каких единицах измеряется абсолютная температура?

А. Паскаль;    В. Ватт;    С. Ньютон;    D. Градус Цельсия;    Е. Кельвин.

8. Какое примерно значение температуры по шкале Цельсия соответствует температуре 2000К по абсолютной шкале:

А. -730С;    В.-4730С;    С. 730С;    D. 4730С;    Е. нет правильного ответа.

9.Наблюдая за погодой, ученики снимали показания термометров в 22ч и в 10ч и установили, что за 12 ч изменение температуры составило …
Проверь себя! онлайн тест
Смена 5-21
Тема: Измерение атмосферного давления. Барометры и манометры
Теория: 
Опорный конспект:


Решение задач:
Проверь себя! онлайн тестирование
Для любознательных:

Тема: Механическая работа. Единицы работы
Теория: 
Опорный конспект:
Решение задач: ЗДЕСЬ
Проверь себя!  онлайн тестирование
Тема: Мощность. Единицы мощности
Теория: 
Опорный конспект:
Решение задач: ЗДЕСЬ
Проверь себя!   онлайн тестирование
Тема: Полезная и совершенная (полная) работа. Коэффициент полезного действия (КПД)   
Теория: 
Опорный конспект:
Решение задач:

Проверь себя! онлайн тестирование
Смена 3-21
Тема: Сложение сил. Равнодействующая сила
Цели: познакомиться с понятием равнодействующая сила"; усвоить правила нахождения равнодействующей двух сил, направленных вдоль одной прямой; научиться решать задачи данной темы.
Опорный конспект:




Тема: Трение. Сила трения
Цели: познакомиться с трением как физическим явлением, силой трения как физической величиной; знать о фактах, влияющих на значение силы трения.
Теория:
Проверь себя!  онлайн тестирование
Тема: Давление. Единицы давления
Цели обучения: формирование понятия "давление"; у
своение формулы для расчета давления; обоснование способов изменения давления
Теория:
Решение задач:
Опорный конспект:
Проверь себя! онлайн тест
Смена 14-20
Тема: Неравномерное движение. Средняя и мгновенная скорость
Цели : познакомиться с  средней и мгновенной скоростью как кинематическими характеристиками механического движения и научиться решать задачи данной темы
Теория и решение задач:
Опорный конспект:
Пример решения задач:
Проверь себя!  онлайн тестирование

Смена 12-20
Тема: Измерительные приборы. Цена деления. Точность измерений

Цели:  научиться пользоваться простейшими измерительными приборами, определять цену деления шкалы прибора и оценивать точность измерений прибором с данной шкалой; решать задачи данной темы
ПОВТОРИМ! 

Теория:

Измерительные приборы – специальные устройства для определения значений физических величин.

Если прибор может измерять как отрицательные, так и положительные значения физической величины – значит, у этого прибора есть и верхний, и нижний пределы измерения. Есть приборы (секундомер, линейка) имеющие только верхний предел измерений, т.к. не существует отрицательного значения данной величины.

Цена деления – это значение наименьшего деления шкалы прибора.

Пример:

Опорный конспект:

Алгоритм определения цены деления шкалы:

Проверь себя! Ключ правильных ответов находится у учителя
Тема: Требования к выполнению лабораторной работы
Цели:  научиться организовывать свою деятельность во время выполнения и знать правильность оформления лабораторной работы 

Обратите внимание, что же писать в выводе?

Тема: Дискретное строение вещества. Тепловое движение частиц 
Цели: узнать о дискретном строении вещества; усвоенить понятия «молекула», «атом», понимать  дискретное строение вещества; научиться описывать и объяснять диффузию и броуновское движение на основе представлений о дискретном строении вещества
ПОВТОРИМ! В физике любой предмет называется физическим телом, которое состоит из какого-то вещества.

Теория:

Опорный конспект:

Мельчайшие частицы вещества, способные существовать самостоятельно и сохраняющие основные свойства вещества, называются молекулами. Все вещества состоят из молекул (дискретное, т.е. прерывистое строение)

Молекулы состоят из более мелких частиц - атомов (от греч. atomos – неделимый)


Для любопытных:  Самая большая молекула на Земле – это молекула ДНК, которая состоит из 5750 атомов углерода, 7227 атомов водорода, 4131 атомов кислорода, 2215 атомов азота и 590 атомов фосфора.

Проверь себя!
 
Ключ правильных ответов находится у учителя
1Мельчайшей частицей вещества, сохраняющей его свойства является…
а) Атом;     б) Молекула ;      в) Броуновская частица;       г) Протон.
2. Молекулы вещества состоят из еще более мелких частиц 
    а) Крупинок;    б) Атомов;    в) Капель;     г) Броуновская частица.
3. Броуновское движение - это ...
а) хаотическое движение очень мелких твердых частиц, находящихся в жидкости;
б) хаотическое проникновение частиц друг в друга;
в) упорядоченное движение твердых частиц, находящихся в жидкости….
4. Явление диффузии
а) происходит в жидкостях быстрее, чем в газах;
б) происходит в газах быстрее, чем в жидкостях;
в) происходит в твёрдых телах быстрее, чем в газах;
г) не происходит в твёрдых телах.
5. Укажите неверное утверждение.
а) при нагревании диффузия протекает быстрее;
б) при нагревании диффузия протекает медленнее;
в) диффузия не зависит от температуры.
6. Тепловое движение частиц – это…
а) хаотическое движение молекул, зависящее от температуры;
б) упорядоченное движение твердых частиц, находящихся в жидкости;
в) хаотическое проникновение частиц друг в друга.
7. Какие частицы составляют молекулу воды?
а) Два атома кислорода и один атом водорода;
б) Два атома водорода и два атома кислорода;
в) Два атома водорода и один атом кислорода.
8. Приведите пример диффузии в газах и твердых телах 
Тема: Взаимодействие частиц вещества. Твердое, жидкое и газообразное состояние вещества
Цели: узнать о взаимодействии частиц вещества; научиться объяснять простейшие явления на основе молекулярного строения вещества, сравнивать и  свойства твердых, жидких и газообразных веществ исходя из особенностей расположения, взаимодействия и движения их частиц

Теория: Частицы твердых тел и жидкостей (атомы, молекулы) испытывают взаимное притяжение и взаимное отталкивание.

Опорный конспект:

Проверь себя! Ключ правильных ответов находится у учителя
1.Как взаимодействуют молекулы тела?
a)     Притягиваются друг к другу
b)    Движутся независимо друг от друга
c)     Отталкиваются одна от другой
d)    Молекулы и притягиваются, и отталкиваются: при расстояниях между ними, сравнимых с их размерами, преобладает притяжение, при меньших расстояниях - отталкивание
2.Каким взаимодействием молекул - притяжением или отталкиванием - объясняются следующие факты: наличие у твердых тел постоянного объема и неизменной формы, смачиваемость жидкостью поверхности твердого тела, необходимость большого усилия для растяжения или разлома твердого тела?
a)  Отталкиванием
b)  Притяжением
c)   Взаимодействие молекул не объясняет этих фактов
d)  Среди ответов нет верного
3.Что из названного свидетельствует о существовании отталкивания молекул?
a)     Текучесть жидкости
b)    Распрямление сжатого ластика
c)     Практическое сохранение жидкостью объема при ее сдавливании
d)    Несмачиваемость жидкостью поверхности твердого тела
4. В скольких и каких состояниях могут вообще находиться вещества?
a)     В двух: твердом и жидком
b)    В двух: твердом и газообразном
c)     В трех: в виде твердого тела, жидкости и пара
d)    В трех: твердом, жидком и газообразном
5. Может ли какое-либо вещество быть в разных состояниях?
a)     Не может
b)    Нет: любое вещество или твердое, или жидкое, или газообразное
c)     Может: оно изменит свое состояние, если изменятся условия
6. Какими общими свойствами обладают твердые тела?
a)     Собственным объемом и изменчивостью формы
b)    Собственными объемом и формой
c)     Собственной формой и легко изменяемым объемом
7. Собственной формой и легко изменяемым объемом
a)     Наличие у них собственного объема и текучести, следовательно, изменчивости формы
b)    Обладание собственным объемом и формой
c)     Отсутствие собственных объема и формы
d)    Трудность изменения объема и формы
8. Какие общие свойства присущи газам?
a)     Сохранение газом своего объема и формы
b)    Неизменность объема газа при приобретении им любой формы
c)     Заполнение газом всего предоставленного ему пространства
d)    Трудность сжатия, изменения формы и объема
9. Как расположены, взаимодействуют и движутся молекулы в газах?
a)     Молекулы расположены на расстояниях, сравнимых с раз­мерами самих молекул, и перемещаются свободно друг от­носительно друга
b)    Молекулы находятся на больших расстояниях (по сравне­нию с размерами молекул) друг от друга, практически не взаимодействуют и движутся беспорядочно
c)     Они расположены в строгом порядке, сильно взаимодейст­вуют и колеблются около определенных положений
d)    Молекулы находятся на больших расстояниях друг от дру­га в определенном порядке, слабо взаимодействуют друг с другом и движутся в разные стороны
10. В каком состоянии вещества его молекулы сближены на расстояния, меньшие размеров самих молекул, сильно взаимодействуют и остаются на одних и тех же местах, лишь совершая около них колебания?
a)     Жидком
b)    Твердом
c)     Газообразном
d)    В любом из этих состояний
11. Чем отличается с молекулярной точки зрения сталь в твердом и жидком состояниях?
a)     Ничем
b)    Составом молекул
c)     Размером молекул
d)     Расположением, взаимодействием и движением молекул
Тема: Тепловое расширение 

Цели обучения:  формирование умения объяснять тепловое расширение тел исходя из дискретности строения вещества

Теория:

t- температура

Тепловое расширение твердых тел:  демонстрация

Тепловое расширение жидкостей:  демонстрация 

 Опорный конспект:

Тепловое расширение – изменение размера тел при нагревании. Газы, жидкости и твердые тела при нагревании расширяются. Тепловое расширение у разных жидкостях и у разных твердых тел неодинаково. При увеличении температуры все газы расширяются одинаково.

Проверь себя! Ключ правильных ответов находится у учителя

1.Молекулы различных веществ …
a)     не отличаются друг от друга.
b)    отличаются друг от друга
2.Почему уменьшается длина рельса при его охлаждении?
a)     молекулы уменьшатся в объеме;
b)    между молекулами уменьшаются промежутки;
c)     молекулы и промежутки между ними уменьшаются.
3.Переведите в СИ  60 см
a)     6 м;
b)    6000 м;
c)     0,6 м;
d)    0,06 м
4.В каких средах диффузия происходит быстрее?
a)     одинаково во всех средах;
b)    в жидкостях;
c)     в твердых телах;
d)    в газах
5.Какие из указанных свойств, принадлежат жидкостям?
a)     легко меняют свою форму, но сохраняют объем;
b)    не имеют собственной формы и постоянного объема;
c)     имеют собственную форму и объем;
d)    заполняют весь предоставленный объем
6.Как расположены частицы в твердых телах
a)     частицы расположены на расстояниях, много больших размеров частиц;
b)    частицы расположены в определенном (строгом) порядке;
c)     частицы расположены близко друг к другу, но строгого порядка нет.
7.В бутылке находиться вода объемом 0,2 л. Ее переливают в колбу вместимостью 0,5 л. Измениться ли объем воды?
a)     уменьшится;
b)    увеличится;
c)     не изменится


Тема:Температура. Изменение температуры. Термометры

Цель: знать о температуре, ее физической сущности, принципе измерения температуры и построении шкалы температур; усвоить правил измерения температуры

Теория: здесь

Опорный конспект:

Температура — это физическая величина, которая характеризует тепловое состояние тела, показывает степень нагретости тел. 

Правила использования термометра:

1.     термометр должен быть  на много меньше тела, температуру которого мы измеряем;

2.     термометр нужно использовать по назначению;

3.     каждый термометр рассчитан на измерение температуры в определенных пределах.

Для любопытных:  

1.Температура различных тел:

*    Самая высокая температура на Земле зарегистрированная в Ливии в 1922 году — +57,80С;

  • *    самая низкая температура, зарегистрированная на Земле, — (–89,20С);

  • над головой у человека температура выше температуры окружающей среды на 1 – 1,50С;

  • *    средняя температура животных: лошади — 380С, овцы — 400С, курицы — 410С;

  • *    температура в центре Земли — 20 0000С;

  • *    температура на поверхности Солнца — 6000 К, в центре — 20 млн. К.

2. Температурные шкалы:

Совершенствованием термометров занимались многие ученые. Каждый из них создавал свою шкалу. Некоторые из этих шкал широко распространялись, другие, наоборот, быстро забылись.

В настоящее время в большинстве стран для научных и практических целей используется Международная практическая температурная шкала.

За нуль принимается температура плавления льда при нормальном атмосферном давлении (101,325 Па). Температуре кипения дистиллированной воды при нормальном атмосферном давлении равна 100 градусам. Шкала делится на 100 равных частей - градусов, каждый градус можно вновь поделить на равные доли.

Во Франции (и до революции в России) применялась шкала Реомюра, предложенная французским естествоиспытателем Р. Реомюром в 1730 г. В Англии и США до сих пор используется шкала Фаренгейта. Кипение воды по шкале Реомюра равно 80 °R, по шкале Фаренгейта 212°F. Такой произвольный выбор нуля температур существенно усложняет теоретические выводы, приводит к громоздким формулам и ненужным вычислениям.

У. Томсон в 1848 г. (получивший впоследствии за научные заслуги титул лорда Кельвина) предложил ввести новую шкалу температур, которая называется абсолютной. Нулевой уровень -273,15 ОС.

Проверь себя! Тест «Температура»

1. Что такое температура?

А. свойство присущее всем телам;

В. физическая величина;

С. явление природы;

D. термин, применяемый для каждой молекулы в отдельности;

Е. свойство присущее отдельным молекулам.

2.Что такое диффузия?

А. Явление, при котором вещества смешиваются друг с другом;

В. Явление, при котором вещества не смешиваются друг с другом;

С. Явление проникновения частиц одного вещества в межмолекулярное пространство другого вещества;

D. Перемешивание веществ под влиянием внешних условий;

Е. Самопроизвольное перемешивание.

3.Какие параметры двух тел должны быть одинаковыми, чтобы они находились в тепловом равновесии?

А. объём и температура;     В. масса и давление;          С. температура;

D. давление и объем;           Е. масса, температура.

4.Какое явление, названное затем его именем, впервые наблюдал Роберт Броун?

А. беспорядочное движение отдельных атомов;

В. беспорядочное движение отдельных молекул;

С. непрерывное движение мелких твердых частиц взвешенных в жидкости;

D. опускание больших частиц на дно сосуда;

Е. неподвижные частицы.

5. Броуновское движение обусловлено:

А. столкновением молекул жидкости друг с другом;

В. столкновением частиц взвешенных в жидкости;

С. столкновением молекул жидкости с частицами, взвешенными в ней;

D. силами притяжения между молекулами;

Е. силами отталкивания между частицами.

6.Какое примерно значение температуры по абсолютной шкале соответствует температуре 270С по шкале Цельсия?

А. 3270К;     В. 3000К;    С. 2730К;    D. -2460К;    Е. -270К.

7.В каких единицах измеряется абсолютная температура?

А. Паскаль;    В. Ватт;    С. Ньютон;    D. Градус Цельсия;    Е. Кельвин.

8. Какое примерно значение температуры по шкале Цельсия соответствует температуре 2000К по абсолютной шкале:

А. -730С;    В.-4730С;    С. 730С;    D. 4730С;    Е. нет правильного ответа.

9.Наблюдая за погодой, ученики снимали показания термометров в 22ч и в 10ч и установили, что за 12 ч изменение температуры составило …

Смена 4-20

Тема: Измерение атмосферного давления. Барометры и манометры
Цели:  знать устройства и принципа действия ртутного барометра и барометра - анероида, а также открытого жидкостного и металлического манометра
Теория: измерение атмосферного давления
Принцип действия барометра:
  
                     
Решение задач:


Проверь себя!  онлайн-тест
Тема: Механическая работа. Единицы работы
Цели:  знать понятие "механическая работа", формулы для расчета работы силы, действующей вдоль направления движения тела; уметь переводить дольные и кратные единицы работы в основную единицу СИ
Теория: механическая работа
Опорный конспект:
Решение задач:  нахождение механической работы
Проверь себя!  онлайн-тест
Смена 2-20
Тема: Сложение сил. Равнодействующая сила
Цели: познакомиться с понятием равнодействующая сила"; усвоить правила нахождения равнодействующей двух сил, направленных вдоль одной прямой; научиться решать задачи данной темы.
Опорный конспект:

Решение задач:







Проверь себя! Ключ правильных ответов находится у учителя



Тема: Трение. Сила трения
Цели: познакомиться с трением как физическим явлением, силой трения как физической величиной; знать о фактах, влияющих на значение силы трения.
Теория:


Проверь себя!    онлайн тест
Тема: Давление. Единицы давления
Цели обучения: формирование понятия "давление"; усвоение формулы для расчета давления; обоснование способов изменения давления
Теория:
Решение задач:

Проверь себя!  Ключ правильных ответов находится у учителя



Тема: Давление газа
Цели:  знать причины давление газа на стенки сосуда; научиться анализировать влияние изменение объема газа и его температуры на давление газа
Теория:
Проверь себя! Тест на тему: «Давление газа» (Ключ с правильными ответами находится у учителя)
1. Главная причина давления газа на стенки сосуда, в котором он находится:
а) действие на газ силы тяжести
б) удары молекул газа о стенки сосуда
в) хаотическое движение молекул газа
2. Физические величины, от которых зависит давление газа:
а) от объёма и температуры газа
б) от его температуры и силы тяжести
в) от объёма и силы тяжести
3. Как повлияет на давление газа уменьшение его температуры:
а) давление не изменится
б) давление увеличится
в) давление понизится
4. Как скажется на давлении газа увеличение его объёма:
а) давление уменьшится
б) давление останется прежним
5. В одинаковых сосудах находятся разные массы одного и того же газа. В каком Из них плотность газа наибольшая, в каком - наибольшее давление?

а) № 2, № 3. б) № 2, № 1. в) № 2, № 2. г) № 3, № 2.
6. В сосудах разного объема заключен один и тот же газ. Его массы в сосудах одинаковы. В каком из них плотность газа наименьшая, в каком - наименьшее давление?
а) №2, №2. б) №2, № 3. в) № 2, № 1. г) № 3, № 2.
7. Известно, что газ, находящийся в баллоне, оказывает на его стенки
давление, равное 250 кПа. Каково его давление на дно баллона, площадь которого 250 см2 ?
а) 1 кПа. в) 625 кПа.
б) 10 кПа. г) 250 кПа.
8. В двух одинаковых герметичных сосудах находятся равные массы одного и того же газа. Однако измерение давлений в них показало, что в одном сосуде давление больше, чем в другом, причем ошибки
в измерениях не было. В чем может быть причина такого результата?
а) В измерении давления в разных частях сосуда - вверху и у дна.
б) В неодновременности измерений давления в этих сосудах.
в) В различии температуры газа в сосудах.
Тема: Передача давления газами и жидкостями. Закон Паскаля
Цели: знать о механизме передачи внешнего давления жидкостями и газами, изучить закон Паскаля и научиться его практически использовать
Теория:

Решение задач:
Проверь себя!  тест

Смена 15-19
Тема: Тепловое расширение
Цели обучения: формирование умения объяснять тепловое расширение тел исходя из дискретности строения вещества
Теория:  тепловое расширение
Тема: Температура. Изменение температуры. Термометры

Цели: знать о  температуре, как физической величине, принципе измерения температуры и построении шкалы температур; научиться правильно измерять температуру
Теория:  температура
Дополнительно: история термометра
Тема: Механическое движение.Относительность покоя и движения. Траектория, путь, время. Единицы пути и времени
Цели: узнать о механическом движении тел и его относительности; усвоить смысл физических понятий, характеризующих механическое движение: траектория, путь, промежуток времени; научиться классифицировать механическое движение по виду траектории, переводить основные единицы пути и времени в дольные и кратные
Опорный конспект:
Механическим движением называется изменение положения тела в пространстве относительно других тел с течением времени.



                                       Траектория движения

-Прямолинейное  (если траектория - прямая линия)                    
-Криволинейное (если траектория - кривая линия)
Путь (S):
Длина той части траектории, которую описывает тело за данный промежуток времени, называется путем, пройденным телом за этот промежуток времени.

СИ: метр, 1м.
              Кратные: 1 км=1000м.
              Дольные: 1мм=0,001м;      1см=0,01м;         1дм=0,1 м.
Прибор: линейка, метр…
Время (t).
СИ: секунда, 1с.
              Кратные: 1 сутки=24ч=86400с
                                1ч=3600с;
                                1мин=60с.
          
  ,
(Δ— греч. «дельта» — знак, обозначающий в математике и физике изменение величины, т. е. разность ее конечного и начального значений).
где     Δt – промежуток времени;   t1  - начальное время; t2- конечное время.
Прибор: часы, секундомер..
Движение, при котором все точки тела описывают одинаковые по форме и равные по длине траектории, называется поступательным.
Проверь себя!  ТЕСТ "Механическое движение"
1.   Механическим движением называют
1) изменение положения тела
2) изменение положения тела относительно других тел с течением времени.
3) нарушение покоя тела
4) изменение положения тела относительно Земли
2.Человек, сидящий в едущем трамвае, движется относительно
1) зданий
2) других пассажиров
3) людей на тротуаре
4) водителя трамвая
3.Космонавт на Международной космической станции, выполняющий наблюдения, находится в покое относительно
1) прибора, с которым он работает;                  2) звёзд
3) Земли;                                                              4) Солнца
4.Какая единица принята в СИ для измерения времени в качестве основной?
1) секунда;                                     2) минута;
3) час;                                             4) год.
5. Траектория – это
1) путь тела
2) след, который оставляет движущееся тело
3) место, куда движется тело
4) линия, по которой движется тело
6.Траектория представляет собой прямую линию, когда
1) поезд метрополитена проходит мимо платформы станции
2) самолёт выполняет «мёртвую петлю»
3) автомобиль поднимается по горной дороге
7.Траектория - кривая линия в случае
1) подъёма лифта на верхний этаж
2) спуска лифта с верхнего этажа
3) автопробега по замкнутому маршруту
8.Что такое путь?
1) Расстояние, на которое переместилось тело
2) Часть траектории, по которой двигалось тело
3) Длина траектории, пройденная телом за данное время движения
9.Какая единица принята в СИ для измерения пути в качестве основной?
1) Миллиметр                         3) Метр
2) Сантиметр                           4) Километр
10.Что можно сказать о движении автомобиля относительно комбайна, из бункера которого идет перегрузка зерна в кузов автомобиля без остановки комбайна?
1)движение прямолинейное;     2) относительно друг друга в покое;
3) одинакова траектория;           4) комбайнер - профессионал.
Ключ правильных ответов находится у учителя
Тема: Равномерное движение. Скорость. Единицы скорости
Цели: познакомиться с  физическими понятиями: равномерное движение, скорость; научиться пользоваться физическими понятиями и величинами для описания равномерного прямолинейного движения
 Теория:   Равномерное движение
Опорный конспект:
Скорость. Обозначается буквой υ  (вэ).
Скорость — количественная характеристика быстроты движения
                       
Равномерное прямолинейное движение — это движение по прямой с постоянной скоростью.
 СИ: 1 метр в секунду, 

.
              Кратные:                      

  Прибор: спидометр.


 Алгоритм решения задач по равномерному движению: 
1. Внимательно прочитайте условие задачи, выясните и запишите характер движения.
2. Повторно прочитайте содержание задачи для того, чтобы четко представить основной вопрос задачи, цель ее решения, известные величины, опираясь на которые можно вести поиски решения.
3. Произведите краткую запись условия задачи с помощью общепринятых буквенных обозначений, выразив все величины в единицах СИ.
4. Выполните рисунок или чертеж к задаче (если считаете нужным).
5. Определите, каким методом будет решаться задача; составьте план ее решения.
6. Запишите основные уравнения, описывающие процессы, предложенные задачной системой.
7. Запишите решение в общем виде, выразив искомые величины через заданные.
8. Проверьте правильность решения задачи в общем виде, произведя действия с наименованиями величин.
9. Произведите вычисления с заданной точностью.
10. Произведите оценку реальности полученного решения.
11.Запишите ответ в требуемой форме.
Проверь себя! ТЕСТ "Равномерное движение"
1.Какое движение тела называют равномерным?
1) При котором изменение движения тела происходит плавно
2) Когда тело проходит за любые равные промежутки времени равные расстояния
3) Когда пути, проходимые телом за равные промежутки времени, увеличиваются или уменьшаются на равные отрезки
2.Движение какого тела можно считать равномерным?
1) Взлетающего с поверхности озера лебедя
2) Набегающей на берег волны
3) Мотоцикла, подъезжающего к светофору с красным сигналом
4) Автомобиля на участке дороги, где указана скорость движения
3. Скорость - это физическая величина, которая показывает
1) пройденный телом путь
2) как быстро движется тело
3) какой путь проходит тело за единицу времени
4. Какая принята единица скорости в СИ?
1) Миллиметр в секунду (мм/с)
2) Сантиметр в секунду (см/с)
3) Метр в секунду (м/с)
4) Километр в час (км/ч)
5.Найдите скорость (в м/с) равномерного в течение 1,5 мин полёта воздушного шара, за которые он пролетел 540 м.
1) 15 м/с                                                    3) 54 м/с
2) 6 м/с                                                      4) 10 м/с
6. Какова скорость пешехода, преодолевающего ровным шагом расстояние 1,2 км за 20 мин?
1) 2 м/с                                                       3) 1 м/с
2) 2 км/ч                                                     4) 10 м/с
7.Определите скорость (в м/с) равномерного скольжения конькобежца, который  за 5 мин проехал путь длиной 1,5 км.
1) 5 м/с                                                       3) 300 м/с
2) 3 м/с                                                       4) 30 м/с
8.Рассчитайте среднюю скорость движения (в м/с) поезда между двумя станциями расстояние между которыми 30 км, если он, выйдя из одной, прибыл в другую через 30 мин.
1) 1 м/с                                                       3) 167 м/с
2) 10 м/с                                                    4) 16,7 м/с
Ключ правильных ответов находится у учителя
Тема: Графики пути и скорости при равномерном прямолинейном движении
Цели: научиться строить и читать графики пути и скорости при равномерном прямолинейном движении, определять по графикам скорость и путь.
Теория:  построение графиков
Опорный конспект:


Правило определения пути по графику υ(t): при прямолинейном равномерном движении путь равен площади прямоугольника под графиком скорости.
Графическую зависимость пути от времени равномерного движения тела называют графиком пути.  s=s(t)
График скорости равномерного прямолинейного движения — прямая, параллельная оси времени. υ=υ(t)
 Алгоритм построения графика линейной зависимости:
1. Начертить прямоугольную систему координат.
2. Обозначить начало координат.
3. Выбрать масштаб, соответствующий условию задачи, и нанести на оси.
4. Записать функцию, график которой должен быть построен.
5. Составить таблицу для определения координат двух точек графика
функции. (Это можно делать и устно).
6. Придать аргументу два значения: 0 и любое другое, вычислить
значение функции для каждого из них и занести в таблицу.
7. Нанести координаты обеих точек на координатную плоскость.
8. Соединить точки прямой. Это будет искомый график.
Проверь себя! тест
Тема: Решение задач по теме "Скорость. Графики пути и скорости при равномерном прямолинейном движении" 
Цели: формирование практических умений решать задачи с использованием формул и графиков пути и скорости равномерного прямолинейного движения
Решение задач: графические задач 1графические задачи 2
Решение задач:  текстовые задачи 1 текстовые задачи 2                        
Алгоритм решения графических задач по теме «Прямолинейное равномерное  движение».
1.     Посмотрите внимательно на график. Определите, какой это график.
     1.1.Если параллельная горизонтальной оси прямая линия, то это график скорости, υ=υ(t)
     1.2. Если прямая линия под углом наклона, то это график пути, s=s(t).
2.     Определение скорости по графику пути:
     2.1. На графике определите точку таким образом, чтобы опущенные перпендикуляры на координатные оси, имели целое числовое значение.
     2.2. Цифра, полученная при пересечении перпендикуляра с осью времени – это значение времени (t), в тех единицах измерения, что указаны на графике.
     2.3. Цифра, полученная при пересечении перпендикуляра с осью пути – это значение пути (s), в тех единицах измерения, что указаны на графике.
      2.4. Используем формулу υ=  и подставляем найденные по графику значения.
3.     Определение пути по графику скорости:
     3.1.  От прямой линии на графике опускаем перпендикуляры на координатные оси. Полученные цифры соответствуют значениям времени и скорости, подставляем их в формулу s=υt, делаем математический расчет.
.    3.2. Вычисляем площадь ограниченную линией графика и перпендикуляром, опущенным на ось времени в точку, значение которой указаны в задаче. (Формула: S=ab). Полученное значение – это и есть искомый путь.

4.   Оцените реальность ответа
Проверь себя! тест
Тема: Неравномерное движение. Скорость
Целипознакомиться с "средняя скоростью неравномерного движения" и научиться ее определять 
Опорный конспект:
.
Характеристикой неравномерного движения является средняя скорость.
Среднюю скорость находят путем деления всего пути на весь промежуток времени, за который этот путь пройден.
             где s- весь путь (м);
                   t- всё время (с);
                   <υ>- средняя скорость неравномерного движения
Алгоритм решения задач по теме «Неравномерное движение»:

Проверь себя! тест

Смена 13-19
Тема:Измерительные приборы. Цена деления. Точность измерений. Решение задач
Цели: научиться пользоваться простейшими измерительными приборами, определять цену деления шкалы прибора и оценивать точность измерений прибором с данной шкалой; решать задачи данной темы
Теория:  Измерительные приборы                      
Проверь себя! Ключ правильных ответов находится у учителя




Комментариев нет:

Отправить комментарий